Год: 2016
Страна: Великобритания
Режиссёр: Вальдемар Янушчак / Waldemar Januszczak
Оригинальное название: The Renaissance Unchained
Термин Возрождение впервые использовал Джорджо Вазари – итальянский живописец, архитектор и писатель, основоположник современного искусствознания и автор знаменитых “Жизнеописаний” (1550 г.). Эта его книга стала самой влиятельной книгой об искусстве в истории. В знаменитом предисловии к “Жизнеописаниям” Вазари указал, что во времена древних греков и римлян цивилизация достигла величайших высот, а искусства достигли совершенства. Затем появились варвары, которые разрушили всё и искусство оставалось в руинах вплоть до XV-XVI веков. Но потом наступила новая эпоха, эпоха возвращения цивилизации в Италию, эпоха Возрождения. Это казалось культурным триумфом. К сожалению, это было не правдой..
01. Боги, мифы и живопись маслом / Gods, Myths and Oil Paints. Вальдемар Янушчак бросает вызов традиционному представлению о ренессансе, имеющем постоянное происхождение в Италии, и демонстрирует изобретательность и технику, и идеи великих художников, таких как Ван Эйк, Мемлинг, Ван дер Вейден, Кранах, Рименснайдер и Дюрер.
02. Плети, смерть и Мадонна / Whips, Deaths and Madonnas. Вальдемар Янушчак возвращается в Италию, чтобы проследить итальянский Ренессанс от его предполагаемого происхождения с Джотто и смотрит на важность религиозного повествования в итальянском искусстве. Хотя классическое искусство оказывало определенное влияние на эстетику, большая часть итальянской живописи и скульптуры в XIV и XV веках была создана для того, чтобы вдохновлять преданность, особенно в работах Пьеро делла Франческа, Микеланджело, Леонардо, Рафаэля и Фра Анджелико.
03. Шелк, секс и грех / Silk, Sex and Sin. Вальдемар Янушчак фокусируется на Венеции и ее необычайном влиянии на историю искусств. Он празднует цвет, драму и жизненную силу, глядя на нежные цвета Беллини, тайну Джорджоне, великолепие Тициана, драму и хаос Тинторетто и великолепные банкеты Веронезе.
04. Ад, Змеи и Гиганты / Hell, Snakes and Giants. В заключительном эпизоде Вальдемар Янушчак смотрит на удивительную кульминацию эпохи Возрождения, которая превратилась в безумие и искажение. Это был период, полный войны, растерянности и тьмы, который был запечатлен в искусстве Леонардо да Винчи, Босха, Арчимбольдо, Палисси, итальянских маньеристов и Эль Греко.